Асёна ([info]asena) wrote,
@ 2007-10-14 00:18:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:УПЧ

О шарлатанах
В интернете много-много шума по поводу вот этого поста. На него какое-то совершенно невероятное количество ссылок. Суть там в том, что родители автора чуть было не отдали двадцать две тысячи рублей за какой-то БАД, которому красная цена три копейки в базарный день.

У меня нет по этому поводу однозначного мнения.

С одной стороны, да, неплохо было бы жить в обществе, в котором реклама БАДа является источником объективной информации и не обещает чудодейственного излечения от всех болезней. С другой стороны - мы в таком обществе не живём, поэтому мы обязаны фильтровать информацию.

Я отдаю себе отчет в том, что существуют группы населения, особенно уязвимые для шарлатанов, и к ним относятся, в первую очередь, пенсионеры и беременные женщины. Потому что им страшно - за себя или за ребенка - а шарлатан, в отличие от врача, берется пообещать им, что всё стопудово будет хорошо, если они заплатят пятьдесят тысяч рублей за витаминную наклейку на живот для плода, сто - за роды в естественных условиях под ёлкой или там двадцать две - за биологически активную добавку.

Но. Всё-таки. Не все беременные женщины отдают пятьдесят тысяч за витаминную наклейку на живот. Отдают их те женщины, у которых, во-первых, эти пятьдесят тысяч рублей есть, а во-вторых, они не могут найти им более актуального применения. И главное - покупают они себе не столько кусок пластыря, сколько спокойствие, уверенность в том, что они заботятся о ребенке наилучшим образом. И им, женщине и ребенку, от этой уверенности очень много пользы. На самом деле. А если бы они купили себе пластырь на живот за два рубля в вагоне метро, у них бы этой уверенности не было.

Я, да, считаю, что так беспардонно наживаться на чужом страхе - это нехорошо. И заявлять в рекламе, что средство от всего поможет - некорректно. Но мне кажется, что невозможно создать общество, в котором этого явления нет, потому что слишком уж легко это работает.
Неплохо бы запретить рекламу чудодейственных средств в СМИ, но тогда легенды о них просто будут передаваться из уст в уста.

Я бы сказала, что следует просто иметь критическое мышление - но мне легко говорить, у меня нет ни ребенка, ни, допустим, рака, и мне нечего бояться. А вот если бы у меня был рак, я бы может и отдала пятьдесят тысяч рублей в обмен на обещание, что всё будет хорошо. Убедительное обещание, что всё будет хорошо - это чуть ли не самая ценная вещь, которую можно дать человеку, которому страшно.



(33 comments) - (Post a new comment)


[info]tanchik
2007-10-13 08:52 pm UTC (link)
По поводу рекламы в СМИ у меня есть идея:
http://tanchik.livejournal.com/265964.html
Если получится, может сработать за счет желания собирать очки перед выборами.

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-10-13 08:54 pm UTC (link)
ОК, спасибо.
Активно участвовать я не буду, потому что у меня нет сформированной позиции по этому поводу, но если на что-то наткнусь, то скажу тебе :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tanchik
2007-10-13 08:57 pm UTC (link)
(задумчиво): вот и у меня нет телевизора, радио, и я не читаю газеты.. То есть только идея и есть. :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]asena
2007-10-13 09:03 pm UTC (link)
Ещё у тебя есть много френдов и талант их организовывать ;)
ТВ и у меня нет, но в бесплатной газете, которая валяется на почтовых ящиках, я непременно посмотрю :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tanchik
2007-10-13 09:07 pm UTC (link)
Нет, у меня скорее талант искать на свою задницу приключения там, где нормальный человек пройдет мимо. И я героически держалась со своей идеей три дня, в надежде что это сделает кто-нибудь другой. Но никто не сделал, и флешмоб становится все больше, но.. глупей в итоге. :(
А насчет френдов - я думаю, людям просто приятно наблюдать в режиме он-лайн за действиями, которые подобная безголовая личность время от времени совершает. ;))
Кстати, у меня даже бесплатных газет не бывает, у нас в подъезд редко пробираются разносчика спама. Так что реально поможешь. ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]vigna
2007-10-13 08:53 pm UTC (link)
Я, да, считаю, что так беспардонно наживаться на чужом страхе - это нехорошо. И заявлять в рекламе, что средство от всего поможет - некорректно.
[info]tanchik очень правильный пост написала, куда более правильный, чем все телефонные флэшмобы. С этим можно и нужно бороться.

А насчёт критического мышления - увы, в по-настоящему критических (sorry за невольный каламбур) ситуациях оно не спасает, а только усугубляет всё. Я на себе убедилась:(

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-10-13 08:58 pm UTC (link)
Телефонные флешмобы - это да, это скорее забавно, чем действенно :(

Я думаю, что это (польза или вред от критичеаского мышления) зависит от множества параметров. Я согласна, что есть случаи. когда не думать. а прыгать надо :) Но конкретно в общении с шарлатанами (также сектами, eyc) оно вроде бы всегда должно помогать, нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vigna
2007-10-13 09:13 pm UTC (link)
Телефонные флешмобы - это да, это скорее забавно, чем действенно :(
Нет, вполне действенно (фирмочку ту таки достали, операторы нервничают и матерятся), но не системно.

Но конкретно в общении с шарлатанами (также сектами, eyc) оно вроде бы всегда должно помогать, нет?
С сектами, наверно, да, а вот с теми же врачами - сложнее. Вот пример - одна моя подруга, она тоже биолог, как и мы. Она ждала ребёнка, но что-то не заладилось, эмбрион остановился в развитии и ей нужны было делать аборт по медицинским показаниям. Она дотянула до последнего, когда уже у самой была угроза для жизни - так как считала, что врачи ставят неправильный диагноз, чтобы получить эмбриональный материал для исследований или стволовые клетки там какие-нибудь. Так что у критически мыслящих материалистов своя шиза...

(Reply to this) (Parent)


[info]v_katin
2007-10-13 08:57 pm UTC (link)
а ещё это превратилось в наезд на "ЭХО", где, в том числе, крутится эта реклама. http://community.livejournal.com/echo_msk/57826.html

я просто не пойму, если реклама лживая, обещает то, чего быть не может, почему надо подавать в суд не на производителей [этой отравы], а на радиостанцию, которая размещает рекламу согласно закона.

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-10-13 09:01 pm UTC (link)
Да, почему так прицепились к Эху, мне тоже не вполне понятно. Нашли к кому цепляться. Как будто бы другие СМИ не рекламируют подобные хрени. Вроде бы где-то краем глаза я видела, что у них была не просто реклама, а аж целая передача про полезность этого бада? Это так, или меня глючит?

Ну... зато эху пиар :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]v_katin
2007-10-13 09:08 pm UTC (link)
к сожалению да. у них есть "медицинский час" днем (если не два). В это время я его не слушаю. Но это коммерческая радиостанция, которая должна зарабатывать деньги. а по ссылке очень смешные комменты - Радио России можно, потому, что оно гос. радио (!), а "ЭХУ" нельзя - потому, что "демократическое" :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]asena
2007-10-14 07:22 am UTC (link)
В этом часе говорится русским по белому, что он "на правах рекламы"? Если да, то вообще никакой проблемы не вижу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]prostocvasha
2007-10-14 09:01 am UTC (link)
Да, говорится. И любая передача начинается со всяких ОГРН и юр. адресов, и "посовейтуйтесь с врачом" они говорят.. Но передача построена так, что они приглашают врача от этой шарашки, и он, сыпя терминами, начинает впаривать свой БАД или чудо-машинку, в течение получаса сплошным потоком. Наверно формально не прикопаться и Венедиктов прав, что все по закону. Но по сути-то все равно свинство. Коммерция, все понятно, но неужели это единственный способ Эху выжить? Очень жаль, если так.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]v_katin
2007-10-14 10:50 am UTC (link)
> очень жаль, что это единственный способ Эху выжить
это да. вообще можно сказать, что любая реклама - это свинство. я предпочитаю смотреть рекламу только на канских львах, телевизор (фильмы) по тв не смотрю уже давно из-за нее. но большинство-то смотрит, слушает, заказывает эти баты :( - иначе рекламы такой бы не было.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]prostocvasha
2007-10-14 03:48 pm UTC (link)
Поймите меня правильно, мне плевать на рекламу. Да, она безвкусная, гадкая, тупая или остроумная и забавная - это не важно, меня прокладки в телевизоре не смущают, поскольку дают мне возможность посмотреть кино. Но играть на отчаянии, болезни, несчастье людей - ниже плинтуса с моральной точки зрения, особенно когда текст в стиле "вы не хотите, чтобы за вами приехала скорая помощь? купите то-то и то-то". Дело не только в Эхе, по большому счету нужно просто запретить/резко ограничить рекламу лекарственных средств и добавок. А иначе это только вопрос порядочности и здравого смысла кокнкретных СМИ, к сожалению.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]v_katin
2007-10-15 07:11 am UTC (link)
В общем да, только надо запретить еще рекламу всяких финансовых пирамид, долевого строительства - там пострадавших больше и всё серьезнее. Покупателям всякой фигни надо стать умнее в первую очередь.
ps. лет 5 назад (ну или когда он был популярен) у меня бабушка принимала гербалайф - он ей очень помогал. Мы всё понимали, но не мешали ей - ведь он действительно помогал (сила внушения, я думаю).

(Reply to this) (Parent)


[info]gehen_wir
2007-10-14 11:11 am UTC (link)
К Эху цепляются именно потому, что считают его "небезнадежным" в качестве радио для мыслящих людей, и именно там такую рекламу слышать особенно неприятно.

(Reply to this) (Parent)


[info]katsumizer
2007-10-13 08:59 pm UTC (link)
Продавать аскорбинку по тысяче долларов пачка мне все же кажется нечистоплотным занятием.

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-10-13 09:02 pm UTC (link)
Да мне тоже, я и не спорю.
Но если покупают.
Мне кажется, что - если не говорить о прямом и откровенном нарушении закона о рекламе (которое тут, видимо, имело место быть), а говорить вообще - человек имеет право продавать свой товар за ту цену, которую ему согласны за этот товар платить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katsumizer
2007-10-13 09:11 pm UTC (link)
просто надо честно рассказывать, что ты продаешь. если засунуть в феррари движок от жигулей, всегда найдется несколько идиотов, которые его купят по цене феррари.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]asena
2007-10-14 07:24 am UTC (link)
Нужно, да, честно рассказывать. И вообще хорошо бы жить в идеальном обществе.

(Reply to this) (Parent)


[info]teterin
2007-10-13 09:04 pm UTC (link)
и правильно кажется.
даже если наш родной российский закон этим никак не нарушен.

(Reply to this) (Parent)

кстати интересная версия
[info]v_katin
2007-10-14 10:51 am UTC (link)
http://peresedov.livejournal.com/441060.html?thread=10335716#t10335716

ведь эта реклама идет уже не первый год

(Reply to this) (Thread)

Re: кстати интересная версия
[info]asena
2007-10-14 10:59 am UTC (link)
А не конспирология ли это?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: кстати интересная версия
[info]v_katin
2007-10-14 11:04 am UTC (link)
не знаю, но исходный пост очень странный. и потом (не знаю, слушаете ли Вы Эхо) - днем их действительно слушать невозможно из-за мед. часа. и пояаилось это много лет назад.

кстати, Вы когда нибудь видели 2488 комментариев к ничего из себя не представляющему посту?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: кстати интересная версия
[info]asena
2007-10-14 11:10 am UTC (link)
Иногда слушаю, но медчас же можно выключать...

Я видела только тысячу двести, когда у меня был пост про то, что в начале девяностых был дефицит, и люди спорили, был или не было :) Так что это нормальное явление для общественно-интересной темы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: кстати интересная версия
[info]v_katin
2007-10-14 11:15 am UTC (link)
ну Ваш пост был сильно интереснее, после него я вас и зафрендил :)

(Reply to this) (Parent)

Re: кстати интересная версия
[info]v_katin
2007-10-14 12:26 pm UTC (link)
о, еще http://community.livejournal.com/bukovsky_2008/58291.html?mode=reply

только не спрашивайте меня, верю ли я это :)

(Reply to this) (Parent)


[info]cybernatic_cat
2007-10-14 12:16 pm UTC (link)
Моё мнение: http://cybernatic-cat.livejournal.com/666458.html

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-10-14 12:26 pm UTC (link)
Ну да, у вас даже ещё более внятно сформулировано :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bambara
2007-10-16 06:53 am UTC (link)
там в комментах еще интересные примеры. короче говоря, за что не схватишься - в итоге все равно упираешься в эксперименты Эша :-(

(Reply to this) (Parent)


[info]beaver_cherokee
2007-10-14 02:01 pm UTC (link)
Убедительное обещание, что всё будет хорошо - это чуть ли не самая ценная вещь, которую можно дать человеку, которому страшно.

Именно.

(Reply to this)


[info]lyamur
2007-10-14 08:29 pm UTC (link)
Вообще-то, тут фишка еще в том, какой канал для рекламы был задействован.

То есть, радио "Эхо Москвы" если хочет считаться респектабельным, должно бы фильтровать базар и не ставить в эфир, да еще без рекламной отбивки, рекламу лохотрона. И все респектабельные СМИ, по-хорошему, так поступать бы не должны. Тогда лохотронную рекламу можно будет найти только в желтой прессе, между "услугами массажных салонов релаксации для солидных бизнесменов" и статьями о похищении пришельцами учительниц начальных классов. И вера бы таким рекламкам лохотронов была бы соответственная.

А после такого, как мне кажется, воспринимать это радио всерьез больше невозможно никак...

(Reply to this)


(33 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…