Асёна ([info]asena) wrote,
@ 2007-07-16 02:04:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:внешнее

"Хроника разрухи"
Моя мама [info]what_and_why дала мне почитать уникальный документ - её записи про перестройку, полторы тетрадки. И разрешила процитировать.
Это поразительно. Я понятия не имела, что всё было так серьезно.
(Что тоже очень удивительно: это же надо было так умудриться растить детей, чтобы они не парились на эту тему - в таких условиях). Я ничего этого не помню.

Пока не было воды, я задумалась о будущем: когда перегорят оставшиеся лампочки, придется использовать свечи <...> Но проблема заключается в спичках. У меня осталось 225 спичек, плюс американские сувениры - ещё 234. Чтобы хватило на зиму, нужно тратить по две спички в день. (11.11.1990)

Сегодня утром мы решили разобрать кухонный шкаф, в котором завелась какая-то странная крупная моль. Она гнездилась в вермишели и в красном перце. Раньше я никогда не видела такой моли и ни от кого не слышала, чтобы такие существа жили в продуктах. Мы вынесли на балкон крупы и травы, в которых кто-то ползал, в надежде, что они замерзнут. Потом нужно будет прогреть это в духовке, чтобы окончательно избавиться от живности. А потом ещё придется всё это перебирать. (28.11.1990)

В магазине продавали картошку (необычное явление), и мама встала в очередь. И оказалась свидетельницей драки между двумя покупательницами: дама лет 70 хотела встать в некий пункт очереди, а стоявшая там дама лет 40 не хотела ее пускать <...> Картошка вскоре кончилась, и очередь разошлась. (30.11.1990)

Вечером я прочитала "Повелителя мух" Уильяма Голдинга. Озверение мальчиков на необитаемом острове ОЧЕНЬ напоминает мне озверение нашего народа в очередях за едой. (10.12.1990)

20 января, в воскресенье, потратили несколько талонов: крупа - 1 (0,5 кг перловки), вермишель - все 4 (4 пакета по 0,5 кг вермишели), сахар - все 4 (4 пакета по 1,5 кг), яйца - 2 талона (24 яйца - оказывается, дают по 12 яиц на талон). 27 истрачено, 29 осталось. Уже половина.
Сказать по правде, это был мой первый поход в магазин времен карточек <...> Я просто боялась магазинов, насмотревшись хвостов на морозе и наслушавшись историй про увечья, получаемые в очередях. И не зря боялась. Впечатление я получила и правда очень тягостное. Если бы со мной не было А.
(мой отец, прим.asena), я бы так и не смогла разобраться в сложной системе "отоваривания". Сначала нужно выбить в кассе чек - но для этого нужно знать, сколько мне положено на 1 карточку (а на них ведь это не написано!), и пересчитать, сколько это стоит - исходя из цены за 1 кг. (22.01.1991)

Вечером, в девять часов министр финансов (или премьер-министр? я что-то не помню) Павлов заявил по ТВ, что 100- и 50-рублевые купюры отныне недействительны! И все должны в течение трех дней обменять их или просто сдать в сберкассу (чтобы потом получить новые). А кто не успеет - извините! (22.01.1991)


----перерыв в записях----

Город сегодня празднует "возвращение исторического имени". Правда, оно было возвращено уже давно. 12 июня прошел референдум, и 55% жителей было за "Санкт-Петербург". После этого - для официального переименования - нужно было ждать решения Верховного Совета России. И сколько бы мы ждали - не знаю. (Правда, на конвертах я уже писала в обратном адресе "Спб"). Но в августе случилась революция, после которой решение было принято моментально. И вот с конца августа мы живем в Санкт-Петербурге. (07.11.1991)

Год назад, когда я начинала писать эту "хронику", я считала, что мы стоим на пороге полной разрухи. Однако прошлая зима прошла вполне сносно <...> Обстановка в городе в последнюю неделю марта была ужасная. Потому что со 2 апреля всё должно было подорожать, и люди мгновенно раскупали всё, что только появлялось в магазинах. А в последние дни ничего и не появлялось. особенно катастрофическое положение было с хлебом - его не было вообще. В апреле, когда цены поднялись, в магазинах не появилось ожидаемого изобилия, но всё же кое-что купить было можно. Когда появлялся очередной продукт по новой цене, люди сначала привыкали несколько дней, а потом и его начинали расхватывать. Но в целом ситуация с продуктами в апреле была лучше, чем зимой и осенью. (07.11.1991)

По дороге, в электричке, словоохотливая соседка общалась с Асей, и выявились идейные разногласия. Ася часто оказывается в таких ситуациях. Потому что, например, Ленин для Аси - злой коммунист, который "убивал зайчиков палкой по голове" и устроил разруху в стране. А царь Петр I для нее фигура весьма уважаемая, основатель Санкт-Петербурга. Часто пожилые люди пытаются переубедить её. Якобы Петр был злодеем, погубившим тысячи простых людей, а Ленин - избавителем народа. Но Ася им не верит. (07.11.1991)

А. начал работать на северной ТЭЦ. По-английски его должность называется "network administrator", но если перевести - "администратор сети" - звучит как-то не очень серьезно. На самом деле имеется в виду локальная сеть (т.е. несколько компьютеров, работающих вместе во имя некой сложной цели) и человек, управляющий ею. Это очень перспективная работа - в том смысле, что в городе таких сетей пока нет, но будет со временем очень много. (07.11.1991)

С нашим котом Диссидентом есть некоторые проблемы. Первое время нам удавалось покупать рыбу. Я смешивала ее с булкой и яйцом, и кот был вполне доволен. А теперь, когда рыбы нет, а мясо тоже появляется очень редко, кормить кота приходится не по-кошачьи. Или супом, или своеобразной "кашкой" из булки с яйцом. Бедный Диссидент! (12.11.1991)

А. пришел с работы и сказал мне, что прошел слух о денежной реформе 16 ноября: нужно срочно тратить все деньги. Хорошо, что у нас их мало! Конечно, за завтрашний день мы не успеем ничего купить.
Я позвонила маме и сказала об этом. В ответ она рассказала мне очередную историю из жизни социалистического государства. Вчера она сдала в магазине все молочные бутылки и стеклянные баночки. ей ничего не сказали. А когда она вознамерилась купить бутылку молока, ей не дали: только в обмен на пустую бутылку!
И вот уже сегодня в магазине наблюдается такая картина: люди вычерпывают сметану (кто - ложечкой, а кто и палочкой!) из магазинных баночек в свою посуду, а грязные пустые банки возвращают продавцу. И так же переливают молоко в свои бидончики, а пустые бутылки возвращают. Где ещё можно такое увидеть! (14.11.1991)

Сегодня А. пытался купить хлеб. Обошел 6 магазинов, но безрезультатно. Зато купил пирожных "картошка" по 87 коп. Как говорила Мария Антуанетта по поводу того, что у народа нет хлеба: "Нет хлеба? Так пусть едят пирожные!" Так и мы. (16.11.1991)

Теперь мы хлеб экономим: 1 батон и полбуханки съели сегодня (на четверых, да ещё при отсутствии другой сытной пищи, это совсем не много!), и столько же осталось на завтра. Правда, завтра нужно будет экономить ещё сильнее - чтобы оставить кусочек булки на утро понедельника, на завтрак. А днем приедет моя мама и привезет хлеб из Соснового Бора, где он почему-то есть.
У меня возникает навязчивое желание вынуть из кухонных шкафов все наши запасы круп и макарон и скрупулезно подсчитать, сколько месяцев мы продержимся. Вообще-то до лета осталось чуть больше полугода. А тогда уже будет крапива, лебеда... А если всё будет складываться удачно и удастся засеять огород, то в начале лета уже появится и щавель, и зеленый лук.
В общем, нужно обеспечить выживание нашей семьи в течение 6 месяцев. Правда, при такой неустойчивой ситуации не знаешь, будет ли дальше хуже или нет. Поэтому трудно решить, как расходовать продукты. Если сразу принять за аксиому, что запасы вообще больше не будут пополняться, то ежедневная доза будет очень маленькой. И это может оказаться напрасной жертвой, если какой-то приток продуктов всё же будет. А если исходить из возможности такого притока продуктов и тратить их не очень скупо - т.е. вначале питаться нормально, не голодать - то может получиться наоборот: продуктов не хватит на 6 месяцев.
Своеобразные проблемы жителей Петербурга конца XX века!
Так мы отмечаем 50-летний юбилей начала блокады: повторяем ту ситуацию, когда осенью 41-го (91-го?) по карточкам ещё что-то можно было получить, а 42-й (92-й?) принес с собой настоящий голод. (23.11.1991)

А ещё у меня появился "огород" - пожалуй, это первый огород в моей жизни. Я обнаружила, что некоторые луковицы (продававшиеся в магазине какими-то сырыми) начали прорастать, лёжа под столом в ящике для овощей. И решила воспользоваться таким их поведением: вырастить зеленый лук. (03.12.1991)

Кстати, в этом месяце снизилась норма выдачи сахара: 1 кг вместо 1,5 на человека. Т.е. наша семья получит 4 кг вместо 6. Если учесть, что я сахара не ем, а А. редко бывает дома, то удар придется по детям. Они выпивают по несколько чашек чаю с сахаром в день (т.к. больше-то пить им нечего). Значит, 1 пакет сахара (1 кг) они должны растянуть на неделю - это 140 г сахара в день на всю семью. Допустим, на 1 чашку нужно 10 г сахара. Допустим, Ася с Никитой выпивают по 5 чашек чаю в день - т.е. по 50 г сахара. И ещё остается на две больших чашки А. - на завтрак и на ужин. (03.12.1991)

Сегодня сумасшедший день. Сначала - эпопея с пепси-колой. <...> И вот мы с Асей пришли в магазин, подошли к кассе, и... не тут-то было! Оказывается, пепси-колу продают только счастливым обладателям пустых бутылок из-под неё же! Это меня сильно огорчило, и мы пошли домой. Там я заглянула в сумку с пустыми бутылками, и, к моему восторгу, обнаружила там целых 13 подходящих бутылок! (А хотела я купить 14: почти то же самое). И вот я поспешно (т.к. приближался обеденный перерыв) собрала эту злосчастную стеклотару и понесла свою скорбную ношу в магазин. (Мне нельзя носить такие тяжести, но ждать было рискованно: можно было остаться без пепси-колы навеки). К счастью, всё прошло благополучно, и вскоре я вернулась домой с двумя сумками, вместившими 13 бутылок. Дома я прикинула, сколько бутылок оставить на праздники: получилось 10 (плюс ещё две бутылки "Байкала"). Значит, 3 можно было выпить "в черный день", как это называется. Т.е. одну... а лучше две - сразу. Тогда третью оставить А. Но тогда уже сегодня можно освободить 3 бутылки и на них купить ещё 3 полных! Так мы и поступили. (12.12.1991)

В газетах пишут, что цены станут свободными 2 января. Спустя три месяца после заявления Ельцина, что он отпустит цены. За эти три месяца они так подскочили, что никакая официальная "либерализация цен" не смогла бы их так взвинтить.
Ещё пишут, что в Спб прожиточный минимум сейчас составляет 473 руб/чел. в месяц. Значит, для нашей семьи это будет 1892 руб. в месяц. <...> Не хватает до минимума 782 руб. Т.е. наша семья тоже за чертой бедности, как и подавляющее большинство наших сограждан. (14.12.1991)

А пока перейду к своим "экономным" проблемам. Сливочного масла мы сможем купить ещё 500 г. (Первые 500 г мы все же сумели растянуть на полмесяца, и сегодня в масленке ещё есть маленький кусочек масла). Сахара у нас ещё почти 3 кг - по 1 кг на каждую неделю, а половина последнего пакета - на кондитерские нужды. (Но в этом месяце у нас было 5 кг, а не 4, как будет впредь!)
Итак, если я хочу испечь два торта - в Рождество и в Новый год - то мне нужно: 1) МАХ 3 банки сгущеного молока, 500 г сливочного масла, 800 г сметаны, 2 стакана сахара; 2) MIN: 2 банки сгущеного молока, 100 г сливочного масла (здесь MAX - когда каждый торт содержит два вида крема: масляный и сметанный, а MIN - когда они вообще без крема, с одним вареньем). Но для MAX нам пришлось бы до января жить без сливочного масла, что меня не устраивает. (14.12.1991)

О самодельном кефире. Первая попытка: во вторник вечером я развела сухое молоко и в банку (примерно 700 г) очень теплого молока добавила 2 ч.л. густой сметаны. Всё это я завернула в полотенца и поставила на ночь около батареи. Утром в среду "кефир" (а точнее, простокваша?) был готов. Он был ОЧЕНЬ густой и с хлопьями (как бывает у старого кефира). Всё же я выпила полчашки из "соображений полезности". (19.12.1991)

Хотелось мне купить и подарки к Новому году. С детьми было проще всего: игрушек нет, да нам и не нужно, а хорошие книги лежат на каждом углу. Я и накупила их. Родителям я тоже смогла купить разных мелочей: папе - банку пива (он говорил мне, что хочет попробовать, но дорого), а маме - баночку крема с прополисом. Себе я хотела купить что-нибудь полезное: крем, шампунь и т.п. Но не увидела ничего подходящего. А с А. вообще потерпела неудачу. Я думала о 3-4 парах носков. Осенью они стоили от 10 до 15 рублей за пару, и я считала, что такой расход мне вполне по карману. И что же? Самые дешевые (плохонькие) мужские носки теперь стоят 50 руб, а остальные - от 80 и выше. (24.12.1991)

У него с собой было мало денег, и он купил нам немного хлеба и немного колбасы. Как в старые добрые (?) времена: колбасу покупают небольшими кусочками, на один день - и съедают, пока свежая! (А когда по талонам - поневоле покупаешь целый килограмм, который вскоре зеленеет и становится съедобным только в жареном виде). (06.01.1992)

На ул. Руставели была огромная очередь в кассу, т.к. продавали молоко (в картонных коробках: 1 л - 1 р 50 коп). Мы решили, что стоять 2 ч. ради молока - глупо. (Больше ничего не было). <...> По соседству, правда, очередь была - давали подсолнечное масло по талонам. Но это не так актуально для нас - Д.Ф. сделал нам роскошный подарок: целый литр подсолнечного масла. <...> А в передней части магазина было совсем безлюдно, и лежали два продукта: вареная колбаса (61 руб) и творог (31 руб). Мы купили (без талонов!) по полкилограмма того и другого. (07.01.1992)

Сегодня А. ходил в магазин - там были только засохшие маленькие песочные рулетики, подорожавшие за год более, чем в 10 раз. Пять штук обошлись почти в 8 рублей. Дома нет ни хлеба, ни масла, ни сахара. Причем давно. Рыба для кота, запасенная осенью, тоже кончается - я её экономлю, а бедный Диссидент жалобно мяукает и просит есть. Скоро и дети, приехав с каникул из Соснового Бора (где всё же получше: сегодня я звонила маме, и она сказала, что хлеб есть всё время, а вчера даже продавали творог по 5 руб (!!!) за кг) жалобно замяукают и запросят есть. (12.01.1992)

Сегодня продукты подорожали. Булка теперь стоит 4-5 руб (вместо 1-2), а в С.Бору даже 8. Литр молока - 13 руб. Шоколадные конфеты - 250 руб. за 1 кг. Итак, если раньше "нищенская жизнь" предполагала молоко, булку и самые простые карамельки (это была пища для самых бедных), то теперь бутылка молока и булка стоят порядка 11 руб (о карамельках говорить уже не приходится) - т.е. за 30 дней это составит 330 рублей. А как будут выживать те, кто из примерно такой пенсии должен ещё заплатить за квартиру, за телефон и за что-нибудь ещё? (16.01.1992)

В магазинах теперь лежат конфеты, вафли, печенье. Никто не берет. Но, честно говоря, мне это скорее нравится, чем нет. Я знаю, что если мне ОЧЕНЬ понадобятся конфеты, то я смогу выкроить эту злосчастную сотню из своего бюджета, и купить то, что мне нужно. Это НОРМАЛЬНО.
Правда, меня беспокоит другое: изменилось мое отношение к пище. Оно стало каким-то нездоровым. Кусок не лезет в горло. Я всё время думаю: вот я съедаю 4 рубля (а не сосиску), вот я съедаю ещё 4 рубля (а не булочку и конфетку), вот я съедаю целых 8 рублей (а не грейпфрут)! Это ужасно неприятно! И, наверное, вредно для пищеварения. (23.01.1992)

Примеры:
1) один кусок мяса (небольшой) с костью - суп на 4 обеда.
2) полкурицы (небольшой) - суп на 3 обеда.
3) полкурицы - плов на 2 обеда
4) банка тушенки (небольшая) + макароны - 2 обеда.
Так можно подсчитать, сколько мы продержимся на том, что есть в холодильнике. <...>
А из того, что мы сейчас можем купить, для "обедов" годятся только сосиски: 1 кг за 84 руб мне удается растянуть на 4 обеда, т.е. на 1 обед уходит 21 рубль (не считая, скажем, картошки, которой, честно говоря, нужно сварить рублей на 5-10, чтобы все наелись). (26.01.1992)

Вчера мы испытали потрясение: А. получил на работе "гуманитарную помощь" - коробку продуктов из Германии. Это энергетики Гамбурга таким образом поддерживают энергетиков Петербурга. (14.02.1992)

У меня такое чувство, что разруха кончается. Обещали тяжелую зиму - да, "талонный" декабрь был тяжелым (из-за того, что "свободные цены" пообещали в октябре, а ввести решились только с января). В январе был шок из-за новых цен, но голода не было. До лета оставалось четыре месяца. Пообщещали, что уж они-то неприменно будут ужасными! И вот подходит к концу февраль. Что мы видим? Народ успокоился; цены не шокируют. Очереди кое-где есть, но я считаю, что вполне можно обойтись тем, что продается без очереди - а это всё, кроме: сахара, сливочного масла, растительного масла, мяса из Европы. У нас дома пока есть некоторые запасы всех этих четырех продуктов, поэтому я не испытываю никакого беспокойства. Когда запасы кончатся, будем думать, что делать.
Но даже если оставшиеся до лета три месяца на самом деле будут "голодными" (как нам продолжают обещать), то мы - я не сомневаюсь! - продержимся на запасах круп, макарон и сухого молока, которые скопились у нас дома. Поэтому будущее меня ничуть не пугает.
А вчера в нашем магазине ВПЕРВЫЕ за годы(!) разрухи я увидела СЫР! Без всякой очереди! За 156 рублей с копейками, сорт - буковинский. (Я бы предпочла голландский или швейцарский, но о них я пока и не мечтаю). Я купила на первый раз 200 г. Небольшой кусочек, которого хватило на 2 дня. Конечно, подорожание в 52 (!) раза (от 3 рублей) впечатляет! Но лучше ЕСТЬ дорогой сыр, чем НЕ ЕСТЬ дешевого. (20.02.1992)



Page 1 of 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

(1254 comments) - (Post a new comment)


[info]enka
2007-07-16 03:36 am UTC (link)
С ума сойти... Я немножко помню все эти очереди за хлебом, молоком и остальным, но я тоже не представляла, что ТАК все печально было. Может еще потому, что у нас городок маленький, у всех свой огород рядом с домом, так что картошка была всегда...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 07:48 am UTC (link)
Да у нас тоже всегда что-то да было. Я совершенно не помню ничего похожего на чувство голода или недостатка чего-либо. А оказывается - во как.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

оказывается во как - (Anonymous), 2007-07-17 01:45 am UTC (Expand)

(Reply from suspended user)

[info]sleeping_death
2007-07-16 04:24 am UTC (link)
если опустить политические возмущения ситуацией, то время было действительно тяжелое... хотя лично я был неприхотлив в еде и поэтому уж не знаю, каким вопросами заморачивались родители... хотя очереди за молоком помню... которые занимались с 7 утра, а молоко привозили только в 12 и приходилось покупать по 5-10 бутылок, больше брать смысла не было... и это всё зимой, в сибири... в общем-то, кроме слова "с.ки" других эпитетов к тогдашнему руководству страны у меня нет.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 07:49 am UTC (link)
В Сибири, наверно, совсем тяжело. Там и повыращивать что-нибудь значительно сложнее, и недостаток одежды и отопления ещё более критичен

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]tarkon, 2007-07-16 08:28 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]lsonic, 2007-07-19 03:14 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tarkon, 2007-07-19 04:46 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sleeping_death, 2007-07-16 08:41 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]lsonic, 2007-07-19 03:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]necroleek, 2007-07-22 02:02 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]info_link, 2007-12-29 12:49 pm UTC (Expand)

[info]poslan_za_elkoy
2007-07-16 04:33 am UTC (link)
Вот как раз за то, что не про любовь Ваша мама писала, я и не люблю коммунистов :(

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]what_and_why
2007-07-16 06:38 am UTC (link)
;-) Про любовь я в другом месте писала. Эта тетрадь была задумана именно как "Хроника разрухи" - т.е. планомерная регистрация событий, относящихся к этой теме.

Коммунистов и я не люблю, однако люди и тогда находили способы жить своей жизнью, несмотря на и вопреки.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-16 11:46 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]what_and_why, 2007-07-16 12:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-16 12:48 pm UTC (Expand)
... - [info]what_and_why, 2007-07-16 01:00 pm UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-16 01:04 pm UTC (Expand)
... - [info]kulik_antikadet, 2007-07-31 11:00 am UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-31 03:16 pm UTC (Expand)
... - [info]kulik_antikadet, 2007-07-31 05:22 pm UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-31 05:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]fair_lady, 2007-07-17 08:20 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 07:50 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-16 11:48 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]what_and_why, 2007-07-16 12:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-16 12:52 pm UTC (Expand)
... - [info]what_and_why, 2007-07-16 01:03 pm UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-16 01:13 pm UTC (Expand)
И на развалинах часовни))) - [info]krovavayagebnya, 2007-07-17 06:18 am UTC (Expand)
Re: И на развалинах часовни))) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-17 08:52 am UTC (Expand)
=)))))))))))))))))))))))))))))) - [info]krovavayagebnya, 2007-07-17 09:09 am UTC (Expand)
Re: =)))))))))))))))))))))))))))))) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-17 09:36 am UTC (Expand)
... - [info]russiankamikaze, 2007-07-17 05:36 pm UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-17 05:39 pm UTC (Expand)
... - [info]russiankamikaze, 2007-07-18 04:00 am UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-18 04:06 am UTC (Expand)
... - [info]russiankamikaze, 2007-07-18 04:12 am UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-18 04:18 am UTC (Expand)
... - [info]inadia, 2007-07-18 12:57 pm UTC (Expand)
... - [info]paufnuty, 2007-07-18 07:45 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]eva2222, 2007-07-17 11:53 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-17 11:56 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-17 12:03 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]afrikane3, 2007-07-17 05:25 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 10:08 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]afrikane3, 2007-07-18 07:07 pm UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 08:19 pm UTC (Expand)
... - [info]afrikane3, 2007-07-18 09:36 pm UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-19 05:22 am UTC (Expand)
... - [info]afrikane3, 2007-07-19 06:26 am UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-19 06:53 am UTC (Expand)
... - [info]afrikane3, 2007-07-19 07:33 am UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-19 08:04 am UTC (Expand)
... - [info]afrikane3, 2007-07-19 08:16 am UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-19 08:53 am UTC (Expand)
... - [info]afrikane3, 2007-07-19 08:58 am UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-19 09:42 am UTC (Expand)
... - [info]jackill, 2007-07-19 09:18 pm UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-20 05:28 am UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 08:42 pm UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 09:08 pm UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 09:59 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 10:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-18 10:13 am UTC (Expand)
RE: Reply to your comment... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 10:37 am UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-18 10:44 am UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 11:18 am UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-18 11:40 am UTC (Expand)
... - [info]graf_yurgen, 2007-07-18 04:21 pm UTC (Expand)
... - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-18 04:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]jackill, 2007-07-19 09:12 pm UTC (Expand)
RE: Reply to your comment... - [info]graf_yurgen, 2007-07-20 05:27 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]ded_mitya [lj.rossia.org], 2007-07-27 02:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]poslan_za_elkoy, 2007-07-27 03:26 pm UTC (Expand)

[info]jaspe
2007-07-16 05:31 am UTC (link)
А я была постарше (12 в 90-ом, 13 в 91-ом), так что помню все хорошо. Но прочитав еще у твоей мамы отрывки и теперь вот у тебя побольше, поразилась, насколько избирательна детская память. Помнить-то я это все помню, но мысль "как все это было ужасно" пришла только сейчас, когда я взрослая. Тогда, хоть нам и приходилось экономить буквально на всем, лично у меня не было ощущения ужаса, разрухи и катастрофы. Вероятно, оно было у родных, но они меня от этого умудрялись ограждать. А меня тогда больше волновали свои девичьи проблемы, в 90-ом году я как раз перешла в физмат класс и у меня сразу прибавилось множество новых впечатлений - и учеба стала интересней и сложнее, и класс подобрался очень веселый и хороший, и влюбилась я в первый раз. Как-то было не до разрухи :) У меня и от путча 91-го года самое яркое впечатление - что мы собирались компанией в Лунапарк как раз 19 августа, утром родители узнали про путч и меня никуда не пустили, испугавшись напряженной обстановки в городе. А я злилась и расстраивалась, потому что в компании был мальчик, который мне нравился, и очень хотелось с ним в этот Лунапарк пойти :))

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 07:53 am UTC (link)
Ага. Про описанный период мне трудно что-то говорить, но и в районе девяносто восьмого года я ничего о трагизме ситуации не помню. То есть я помню взлет цен в цифрах, помню, что у моих родителей вроде какие-то кризисы с деньгами случались, помню, что иногда продуктов не было, кроме какого-нибудь кабачка или перловки, что порождало взлет кулинарной фантазии и было поэтому очень весело, а вообще-то меня интересовало на ладогу поехать и кто - А. или Д. - больше нравится В. :%)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]jaspe, 2007-07-16 08:03 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]maxalex, 2007-07-16 08:25 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]grenoble, 2007-07-17 02:41 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]jaspe, 2007-07-17 03:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]grenoble, 2007-07-17 04:00 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]justbulat, 2007-07-20 11:48 pm UTC (Expand)

[info]alenkiy_t
2007-07-16 08:01 am UTC (link)
Обалдеть!
Как все детально и... Как-то более ужасно, чем мне запомнилось. Хотя все правда: читала и вспоминала, что именно так все и было.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 08:09 am UTC (link)
Я тоже была поражена.

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]big_red_man
2007-07-16 08:08 am UTC (link)
Да, был время. Я тогда еще мелкий был, но всё равно помню пятичасовые очереди за молоком (хотя молока всегда хватало, хоть это хорошо было). Зимой, на улице - пока стоишь окоченеешь как цуцик. А однажды у меня бидон с молоком украли. Такое горе было... Талоны ценились выше денег. Зато у нас всегда было чем расплатиться со всякими народными умельцами - водку в семье никто не пил, и она копилась на антресолях :)

Но зато да, так или иначе, но мы всегда выбирали вариант "лучше есть, но дорого", чем "нету, но дешево". Картошка и овощи у нас тогда свои были. 3 поля картофельных садили. Сейчас отказались - верный признак того, что жизнь налаживается.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 08:11 am UTC (link)
Ага-ага, водка и у нас хранилась в качестве твердой валюты.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]lonely_max, 2007-07-17 09:05 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]big_red_man, 2007-07-17 09:07 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]jaljustrelka, 2007-07-17 05:54 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]big_red_man, 2007-07-18 01:58 am UTC (Expand)
извините за некоторый оффтоп
[info]lalavel
2007-07-16 08:32 am UTC (link)
у вас чудесная мама.

(Reply to this) (Thread)

Re: извините за некоторый оффтоп
[info]asena
2007-07-16 08:47 am UTC (link)
это не оффтоп.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: извините за некоторый оффтоп - (Anonymous), 2007-07-21 12:22 pm UTC (Expand)

[info]shurkaburka
2007-07-16 08:38 am UTC (link)
я был маленький, в 90 мне было всего 7 лет, помню всё не очень хорошо, конечно.
у нас в таллине всё было намного спокойнее -- талоны выкупали, потому что иначе они бы пропали. а не потому что заканчивалось.
ну и у нас была дача, где были кролики и куры -- реальное такое подспорье, очень.

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-07-16 08:48 am UTC (link)
У одних моих знакомых курица жила на балконе :) Яйца несла.
Но у нас не было.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]paraxboct, 2007-07-16 10:34 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]streich, 2007-07-16 12:27 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]paraxboct, 2007-07-16 12:39 pm UTC (Expand)
... - [info]asena, 2007-07-16 01:45 pm UTC (Expand)
... - [info]paraxboct, 2007-07-17 04:07 am UTC (Expand)
... - [info]streich, 2007-07-16 04:59 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]qwercus, 2007-07-19 05:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]tekna, 2007-07-18 06:36 am UTC (Expand)

[info]vne_mira
2007-07-16 08:40 am UTC (link)
Спасибо за публикацию. Было интересно почитать. В принципе, я в эти годы была в Калининграде и в Питере, и более или менее помню талоны, очереди и все такое. Но у нас в семье более страшные годы пришлись на середину девяностых.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 08:48 am UTC (link)
Мне самой было очень интересно.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]avtoritetniy, 2007-07-18 06:14 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]jackill, 2007-07-19 09:22 pm UTC (Expand)

[info]ballkrusher
2007-07-16 08:50 am UTC (link)
Спасибо, действительно очень интересно.
Я правда ничего этого не помню - мне тогда был год, а может и года-то не было...

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-07-16 09:43 am UTC (link)
мне было 4, но я тоже ничего не помню.

(Reply to this) (Parent)


[info]alfixx
2007-07-16 08:52 am UTC (link)
Я помню, что родители выдавали нам с сестренкой кусочки рафинада как конфеты, и мы хранили их в коробочках "на вкусненькое"
После "перестройки" у нас в кладовке остались залежи риса, гречки и перловки, которые мама боялась тратить и хранила на "черную зиму"
Еще помню, как папа принес с работы зарплату - 8 радиоприемников и 20 телогреек - и заплакал: он первый раз не знал, чем кормить семью. Мама тогда начала завидовать соседу, работавшему на мясокомбинате.
Еще помню такие слова как бартерный обмен.
нас реально выручала бабушка, жившая в деревне: она присылала нам картошку и очень выгодно меняла телогрейки на мясо

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-07-16 09:44 am UTC (link)
А у нас были банки компота "на черный день", и мы с нетерпением ждали наступления "черного дня", чтобы их выпить :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sheer_torture
2007-07-16 09:00 am UTC (link)
Я москвичка. У меня дети 82-го и 84-го годов рождения. В больших городах истории про перебои с продуктами актаульны только для тех, кто не потрудился в 88-89 оторвать задницу от стула и начать зарабатывать деньги, раз уж стало можно. И никакие отговорки типа "я тут науку двигаю вперед, кооперативщики поганые" или "храню в библиотеке разумное-доброе-вечное, спекулянты чертовы" от людей, обрекающих своих детей на голод, не принимаются.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 09:46 am UTC (link)
Ваша агрессия меня пугает ;)
А трагизм ситуации, как я понимаю, в том, что даже если деньги и были, все равно не на что было их потратить - года до 92-го.
Фрукты на рынке были, это да, а вот с мукой Спб реально испытывал перебои :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]dou, 2007-07-17 07:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]irishterrier-oz [fabric.com], 2007-07-18 11:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]balkis, 2007-07-17 09:11 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]alkonost_nm, 2007-07-17 10:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ex_prygoff671, 2007-07-18 04:09 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]helix_f, 2007-07-18 06:03 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]ex_prygoff671, 2007-07-18 06:22 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-18 06:28 am UTC (Expand)
... - [info]ex_prygoff671, 2007-07-18 06:36 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-18 07:04 am UTC (Expand)
... - [info]kulik_antikadet, 2007-07-31 11:33 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-31 12:04 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ijona_tihaja, 2007-07-18 10:43 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]ex_prygoff671, 2007-07-18 02:03 pm UTC (Expand)

(Deleted post)
(no subject) - [info]ex_prygoff671, 2007-07-23 10:02 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]pintrader, 2007-07-18 06:37 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]seatrotter, 2007-07-18 07:48 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]kouzdra, 2007-07-18 01:03 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ma79, 2007-07-16 09:53 am UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-16 01:37 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]kouzdra, 2007-07-18 01:04 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]maha_plaha, 2007-07-16 09:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]what_and_why, 2007-07-16 10:12 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sheer_torture, 2007-07-16 01:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]jackill, 2007-07-19 09:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]notacat, 2007-07-19 09:41 pm UTC (Expand)
Простите, я тоже не поняла: - [info]velta_1, 2007-07-16 12:15 pm UTC (Expand)
Re: Простите, я тоже не поняла: - [info]sheer_torture, 2007-07-16 01:36 pm UTC (Expand)
Re: Простите, я тоже не поняла: - [info]ma79, 2007-07-16 01:39 pm UTC (Expand)
Теперь поняла. - [info]velta_1, 2007-07-16 03:13 pm UTC (Expand)
... - [info]maxalex, 2007-07-17 04:51 am UTC (Expand)
... - [info]sokoloff, 2007-07-17 01:12 pm UTC (Expand)
... - [info]ma79, 2007-07-17 01:23 pm UTC (Expand)
... - [info]sokoloff, 2007-07-17 01:26 pm UTC (Expand)
... - [info]ma79, 2007-07-17 01:45 pm UTC (Expand)
... - [info]sokoloff, 2007-07-17 01:52 pm UTC (Expand)
... - [info]ma79, 2007-07-17 01:55 pm UTC (Expand)
Re: Простите, я тоже не поняла: - [info]ex_aim1159585, 2007-07-16 10:03 pm UTC (Expand)
Именно что нормально! - [info]velta_1, 2007-07-17 07:43 am UTC (Expand)
бабушки старушки - [info]helix_f, 2007-07-18 07:00 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]einz, 2007-07-16 06:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]barouh, 2007-07-16 10:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]kouzdra, 2007-07-18 01:07 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]po6om, 2007-07-17 07:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]ded_flint, 2007-07-17 08:38 am UTC (Expand)
= - [info]mixaly4, 2007-07-17 10:31 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]bash_ap, 2007-07-17 11:13 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]drunky_rabbit, 2007-07-17 05:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]galkao, 2007-07-17 09:31 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]dil, 2007-07-17 11:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-18 10:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sheer_torture, 2007-07-18 10:18 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]reaganx, 2007-07-18 01:37 pm UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-19 06:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]jackill, 2007-07-19 09:35 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]svetamax, 2007-07-22 11:49 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]kostyryam, 2007-07-23 01:57 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-23 02:03 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]kostyryam, 2007-07-23 03:16 am UTC (Expand)
... - [info]asena, 2007-07-23 03:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]iva_avi, 2007-07-21 12:22 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]mefuselah, 2007-07-22 02:51 pm UTC (Expand)

[info]tridaktna
2007-07-16 09:10 am UTC (link)
такого, чтобы прям ждать до весны чтобы лебедой питаться - не было у нас. Мне в 91 было 14, я помню достаточно хорошо. Очереди помню, водку заныканную "валютным запасом" за за шубами на полу шкафа, талончики. Растительное масло когда удавалось купить рафинированное это была удача - обычно продавали (на разлив) такое бурое, мутное, с обильной пеной - на сковородке оно тоже пенилось как шампунь и выпадало на еде чем-то типа ржавчины. Пельмени и сосиски были только рыбные - когда удавалось купить мясные - это была тоже большая удача. Добыча гречки была подвигом. Но чтобы были проблемы с картошкой, макаронами, и уж тем более хлебом - я не помню. Рыба была. Может быть в те времена калининграду правда как-то больше повезло, потому что портовый город, хотя вроде как питеру тоже грех жаловаться в этом смысле.
А может быть просто все дело в восприятии и акцентуации - необходимость доставать продукты была как-то в порядке вещей, я не помню чтобы мы так драматически воспринимали происходящее, как я тут у тебя прочитала...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 09:48 am UTC (link)
Моя мама тоже не воспринимала очень драматически обычно, это просто специальная тетрадка :)

Питер - очень странный портовый город. Он стоит спиной к морю.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]ma79, 2007-07-16 09:55 am UTC (Expand)
Свиное мурло контрреволюции! :(
[info]beobaxter
2007-07-16 10:20 am UTC (link)
  Всем ужасающимся предлагаю прежде обращать внимание на дату - как раз период целенаправленной дискредитации CCCР!!! ;)

(Reply to this) (Thread)(Expand)

Re: Свиное мурло контрреволюции! :(
[info]bambara
2007-07-16 10:28 am UTC (link)
ага, обратите внимание на дату :-) до "перерыва в записях". а потом прочтите в школьном учебнике истории, когда прекратил существование ссср.
а про "целенаправленную дискредитацию" расскажите тем, кто в то время не жил.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]beobaxter, 2007-07-16 10:59 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]paradigma_, 2007-07-16 12:17 pm UTC (Expand)
... - [info]sapojnik, 2007-07-18 07:54 pm UTC (Expand)
Прочитала ваши ссылки - [info]helga_weiss, 2007-07-17 07:45 am UTC (Expand)
... - [info]msk01, 2007-07-17 11:42 am UTC (Expand)
... - [info]luxen, 2007-07-17 02:40 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 06:52 am UTC (Expand)
... - [info]krovavayagebnya, 2007-07-18 07:21 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 06:59 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]helix_f, 2007-07-17 12:36 pm UTC (Expand)
... - [info]ponyrev, 2007-07-17 03:24 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 06:28 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-18 07:02 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 08:33 pm UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-19 06:22 am UTC (Expand)
... - [info]jackill, 2007-07-19 09:47 pm UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-20 05:25 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-20 10:18 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-20 10:26 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-20 10:52 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-20 10:55 am UTC (Expand)
... - [info]alcr, 2007-07-25 09:31 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sashaandaigul, 2007-07-19 04:11 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-23 01:08 pm UTC (Expand)
... - [info]sashaandaigul, 2007-07-23 03:47 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-27 08:57 pm UTC (Expand)
... - [info]sashaandaigul, 2007-07-28 09:09 pm UTC (Expand)
О как! - [info]krovavayagebnya, 2007-07-17 06:23 am UTC (Expand)
Re: О как! - [info]helix_f, 2007-07-17 12:37 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 06:29 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-18 07:03 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 09:32 pm UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-19 06:24 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-20 10:22 am UTC (Expand)
Давно уже все сказано! :) - [info]beobaxter, 2007-07-18 06:23 am UTC (Expand)
... - [info]krovavayagebnya, 2007-07-18 06:27 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-18 06:33 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-19 06:52 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-19 07:19 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-20 10:48 am UTC (Expand)
... - [info]helix_f, 2007-07-20 11:00 am UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-23 10:50 am UTC (Expand)
... - [info]tumbochka, 2007-07-22 06:44 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-23 12:12 pm UTC (Expand)
... - [info]tumbochka, 2007-07-23 12:16 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-26 12:57 pm UTC (Expand)
... - [info]tumbochka, 2007-07-26 01:03 pm UTC (Expand)
... - [info]tumbochka, 2007-07-26 01:05 pm UTC (Expand)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - (Anonymous), 2007-07-16 01:58 pm UTC (Expand)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - [info]rusobalt, 2007-07-16 02:02 pm UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - [info]velta_1, 2007-07-17 08:06 am UTC (Expand)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - [info]msk01, 2007-07-17 11:46 am UTC (Expand)
... - [info]avgustina_ii, 2007-07-17 11:53 am UTC (Expand)
... - [info]msk01, 2007-07-17 11:55 am UTC (Expand)
... - [info]velta_1, 2007-07-17 12:01 pm UTC (Expand)
... - [info]velta_1, 2007-07-17 11:57 am UTC (Expand)
... - [info]msk01, 2007-07-17 12:21 pm UTC (Expand)
... - [info]velta_1, 2007-07-17 01:06 pm UTC (Expand)
... - [info]msk01, 2007-07-17 02:00 pm UTC (Expand)
... - [info]velta_1, 2007-07-17 02:16 pm UTC (Expand)
... - [info]msk01, 2007-07-17 02:47 pm UTC (Expand)
... - [info]velta_1, 2007-07-18 07:23 am UTC (Expand)
... - [info]udaf, 2007-12-28 07:38 am UTC (Expand)
... - [info]dil, 2007-07-17 11:12 pm UTC (Expand)
... - [info]msk01, 2007-07-18 06:37 am UTC (Expand)
... - [info]dil, 2007-07-18 07:17 am UTC (Expand)
... - [info]kott_begemott, 2007-07-18 11:46 am UTC (Expand)
... - [info]yurka_spb, 2007-07-19 07:54 am UTC (Expand)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - [info]seagull_556, 2007-07-17 01:59 pm UTC (Expand)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - [info]lsonic, 2007-07-19 03:28 am UTC (Expand)
Re: Свиное мурло контрреволюции! :( - [info]reaganx, 2007-07-18 02:14 pm UTC (Expand)
Специально для Вас потрудился! :P - [info]beobaxter, 2007-07-18 11:44 pm UTC (Expand)
Re: Специально для Вас потрудился! :P - [info]reaganx, 2007-07-19 11:48 am UTC (Expand)
... - [info]tumbochka, 2007-07-22 06:47 pm UTC (Expand)
... - [info]beobaxter, 2007-07-23 10:36 am UTC (Expand)
... - [info]reaganx, 2007-07-23 01:28 pm UTC (Expand)

[info]piggy_toy
2007-07-16 10:35 am UTC (link)
>Сегодня А. пытался купить хлеб. Обошел 6 магазинов, но безрезультатно. Зато купил пирожных "картошка" по 87 коп. Как говорила Мария Антуанетта по поводу того, что у народа нет хлеба: "Нет хлеба? Так пусть едят пирожные!" Так и мы.

именно так. я тогда училась в мгу, в кулинарии при столовке (2й гум) каждый день, толи в час, то ли в два, не помню, "давали" торты, по два в руки. постоять и купить было реально, даже уже когда больше нигде ничего не было. многие так и кормили семьи - тортами.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 01:56 pm UTC (link)
да, у мамы в тетрадке тоже есть несколько упоминаний о продающихся везде тортах.
удивительное обострение кондитерской промышленности :)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]balkis, 2007-07-17 09:07 pm UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]piggy_toy, 2007-07-18 04:21 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]reallooser, 2007-07-18 06:21 am UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]piggy_toy, 2007-07-18 06:32 am UTC (Expand)
Re: Reply to your comment... - [info]reallooser, 2007-07-18 06:53 am UTC (Expand)
... - [info]piggy_toy, 2007-07-18 07:36 am UTC (Expand)

[info]golenkoov
2007-07-16 10:38 am UTC (link)
Да уж...
Вспомнилось:
Крайний Север, 90-й год, мой 9 класс.
Очередь за мясом, я где-то в первой десятке этой очереди (что на самом деле неплохо, учитывая, что на улице -42 градуса). Если бы не степень кмс по силовому троеборью - хрена бы я там выжил. Сложнее всего было выйти с продуктом наружу - по дороге он мог запросто испариться в толпе. С тех пор легко могу набить морду невзирая на принадлежность к слабому полу или старческому возрасту - и те и другие в толпе хуже всего, мужики все-таки значительно устойчивее к "инстинкту толпы".
Контейнер 10 тонн, отправленный летом с Большой Земли (в смысле, из родной Тульской области, где все лето по очереди заседали на даче то отец, то мать), на 2/3 заполненный продуктами (и хрен с ней с картошкой что померзла - в магазинах и такой нет). Самые ценные продукты - сахар и соль, в магазинах было навалом спирта Рояль, даже талоны не вводились на алкоголь. С тех пор редко ем тушеную капусту - ее было особенно много, наелся.
Но это только навеяно - тогда действительно, больше волновали совсем другие проблемы - как бы так умудриться совместить соревнования и выступления, почему Оксанка предпочла какого-то чмыря без мозгов, а не меня, такого красивого и умного, откуда бы спереть этого самого Рояля, ибо отпросились на три дня на рыбалку, а какая же рыбалка без горючего? :)
А седеть мои родители начали как раз в начале 90-х...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 01:57 pm UTC (link)
Вспомнилось - напишите :) Рассказываете интересно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]golenkoov, 2007-07-16 03:54 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 04:46 pm UTC (Expand)
... - [info]golenkoov, 2007-07-16 04:50 pm UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-18 10:40 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]golenkoov, 2007-07-19 03:36 am UTC (Expand)

[info]_cherry_dashik_
2007-07-16 11:07 am UTC (link)
офигеть. прекрасно помню это время - у нас ничего такого не было...был дефицит, но не такой, чтобы черпать сметану и экономить хлеб. видимо, в питере все было куда хуже, чем у нас на севере.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]mirabillis
2007-07-16 12:00 pm UTC (link)
+1) мои родители в те годы на Севере имели все, и не по талонам а за деньги\либо по блату

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]alex_celly, 2007-07-16 12:09 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 01:59 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]irish_granny, 2007-07-16 08:06 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 08:10 pm UTC (Expand)
... - [info]irish_granny, 2007-07-16 08:33 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]a_bishop, 2007-07-17 10:28 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]kostyryam, 2007-07-23 02:44 am UTC (Expand)

[info]detenish
2007-07-16 11:51 am UTC (link)
я мало 4то помню, мне было 7 лет, но талон4ики помню, и много о4ередй помню.
еще помню, как стояла в о4ереди 4аса три за фруктами, мы с братом менялись каждые пол4аса...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 02:20 pm UTC (link)
Талончики я тоже помню, а вот в очередях лично не стояла - с годом рождения повезло.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]katyat, 2007-07-18 12:21 pm UTC (Expand)
особенно если учесть - [info]kesar_civ, 2007-07-18 01:18 pm UTC (Expand)
Re: особенно если учесть - [info]jackill, 2007-07-19 10:02 pm UTC (Expand)

[info]velta_1
2007-07-16 12:06 pm UTC (link)
= это же надо было так умудриться растить детей, чтобы они не парились на эту тему - в таких условиях). Я ничего этого не помню. =

Вот я сейчас думаю, что это и было неправильно. То есть, когла мне парня не с кем было оставить, я его ставила с собой в очередь, а он сначала орал, потом закатывался, а потом падал в обморок от давки и духоты - он этого не помнит: слишком мал был. Но тех, кто постарше - жалеть не надо было.
Потому что дожалелись вот до того, что более половины населения не может этого себе представить, не верит...
И, плача о пропавших вкладах и о бесплатных благах - совершенно не плачут ни по собственной жизни, в которой больше половины времени занимало ВОТ ЭТО, ни по собственному достоинству...
А ведь было же достоинство! И куда оно девалось, когда из-за решетки продавщица швыряла окровавленные куски мяса или печенки, а толпа чуть ни не рычала...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 02:22 pm UTC (link)
Вот с этого места поподробнее.
Насколько я понимаю, жалеть могут об эпохе застоя. Но не о 89-92 ведь!?
Ведь именно они были самыми проблемными в бытовом смысле, в самом СССР было все же получше.
Кто-то жалеет о периоде разрухи, отрицая то, что он был?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Да сколько угодно! - [info]velta_1, 2007-07-16 03:19 pm UTC (Expand)
Re: Да сколько угодно! - [info]asena, 2007-07-16 04:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]libellule_fun, 2007-07-16 03:42 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 04:42 pm UTC (Expand)
вы так ничего и не поняли? - [info]kesar_civ, 2007-07-18 01:21 pm UTC (Expand)
Re: вы так ничего и не поняли? - [info]velta_1, 2007-07-19 06:15 am UTC (Expand)
... не говоря уже о том, - [info]velta_1, 2007-07-19 06:17 am UTC (Expand)

(Reply from suspended user)

[info]fresquete
2007-07-16 12:53 pm UTC (link)
Я с Дальнего Востока, из Комсомольска-на-Амуре(из Зажопинска, иными словами). Мои родители актёры в государственном провинциальном театре. Начало 90х помню, что из еды дома были только хлеб, чай, рис, соль и рыба (для справки, рис из-за близости Китая стоил копейки и всегда был в продаже, а рыба осенью - выходи на Амур да лови.) Больше ничего не было. Ни масла, ни сахара. Дачи у нас не было, потому никаких запасов тоже не было. Зарплату не платили по 6-9 месяцев. Папа по ночам крутился на "жигулёнке" занимаясь частным развозом, мама по школам драмкружки организовывала, что бы хоть какие-то копейки заработать. Об одежде вообще лучше не вспоминать... Когда одноклассники рассекали в джинсах "Мавинах" и зелёно-фиолетовых пуховиках, я донашивала за сестрой её одежду образца конца 70х-начала 80х... Сколько унижений мне пришлось стерпеть из-за этого... Сколько мама плакала из-за невозможности купить нам подарки на День Рождения или на Новый Год... Эх... Черное время... Бабушка говорила, что хуже только после войны было...

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 02:24 pm UTC (link)
Одежда в Спб была, но кооперативная, мало кто мог её себе позволить.
Поэтому очень много шили и вязали - ткань и шерсть тоже дорожали, но не так быстро. Я помню, мама шила даже зимние куртки, но ятогда не понимала, что это потому, что их не купить - думала, это просто её хобби.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]fresquete, 2007-07-16 04:15 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]irish_granny, 2007-07-16 08:11 pm UTC (Expand)
Это большая разница - [info]zhivoi, 2007-07-17 01:15 pm UTC (Expand)
Re: Это большая разница - [info]fresquete, 2007-07-17 02:47 pm UTC (Expand)

[info]snake_d_ha
2007-07-16 01:16 pm UTC (link)
С ума сойти. Я уже был большой, 9-й класс - а ничего этого не помню. Совсем другие проблемы занимали, похоже. Крупу и сахар помню, запасали на зиму. А вот как её добывали?
Надо вести дневник, похоже. А то лет через 10 сегодняшние реалии будут казаться такими же невероятными. Избирательное восприятие...

(Reply to this) (Thread)


[info]asena
2007-07-16 02:26 pm UTC (link)
Сейчас я не понимаю, что в наших сегодняшних реалиях невероятного. Я вижу невероятное в некоторых действиях политиков, но не вижу такового в реальной повседневной жизни.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]snake_d_ha, 2007-07-16 03:08 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 04:40 pm UTC (Expand)
... - [info]snake_d_ha, 2007-07-16 07:48 pm UTC (Expand)

[info]val_dao
2007-07-16 01:17 pm UTC (link)
Всё не прочел. Понял суть. Кто-то очнулся и ужаснулся. Так это ещё не весь ужас. ЕБН который в тот период прорвался к власти и начал откровенную войну. Лужок приватизировавший Москву. Хаос то ещё не кончился. Рано вы расслабляетесь.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 02:26 pm UTC (link)
Это хаос немного другого порядка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]val_dao, 2007-07-17 08:47 am UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-17 03:25 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]val_dao, 2007-07-17 08:56 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]babitto, 2007-07-17 08:31 pm UTC (Expand)
... - [info]val_dao, 2007-07-19 11:33 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]babitto, 2007-07-17 08:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ex_wespe418, 2007-07-17 12:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]val_dao, 2007-07-17 01:08 pm UTC (Expand)

[info]gibor
2007-07-16 01:26 pm UTC (link)
История - это не частные дневники. Вот я прочитал - все, вроде, так и было... Только не было этого лютого и безнадежного ощущения конца мира, который так и прет из этих записок. Очереди, цены, драки, дефицит... Так было почти всегда и до 1990 года.
Крутились как-то, считая, что по-другому и быть не может. А коль скоро, по-другому и быть не может - так никто особенно и не грузился. Жили. И очень даже не грустно жили.
Думаете, парадокс?

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]asena
2007-07-16 02:28 pm UTC (link)
Мне не кажется, что оно из них "так и прет".
Возможно, впрочем, мое восприятие отличается от поста, т.к я цитировала не всё, а цитировала я то, что меня сильнее всего поразило - т.е. действительно в том числе и элементы ощущения конца мира.
История - это и частные дневники в том числе. Мне даже кажется, что это, пожалуй, самая интересная часть истории - хотя и не самая точная, это правда.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]gibor, 2007-07-16 02:49 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 04:36 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]vladimirovich, 2007-07-16 03:26 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 04:34 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gibor, 2007-07-16 05:02 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]vladimirovich, 2007-07-17 08:11 am UTC (Expand)
... - [info]gibor, 2007-07-17 08:42 am UTC (Expand)
... - [info]vladimirovich, 2007-07-17 04:55 pm UTC (Expand)
... - [info]spireya, 2007-07-18 07:05 am UTC (Expand)
... - [info]vche, 2007-08-24 10:14 am UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-17 03:27 am UTC (Expand)
не все люди пытаются предвидеть - [info]freedom_of_sea, 2007-07-17 07:13 am UTC (Expand)
Re: не все люди пытаются предвидеть - [info]gibor, 2007-07-17 08:40 am UTC (Expand)
Re: не все люди пытаются предвидеть - [info]freedom_of_sea, 2007-07-17 08:50 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]velta_1, 2007-07-17 08:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]helix_f, 2007-07-17 12:09 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gibor, 2007-07-17 12:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]helix_f, 2007-07-17 12:50 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]valiok, 2007-07-17 01:48 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gibor, 2007-07-17 01:58 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_sau, 2007-07-17 07:27 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]katyat, 2007-07-19 02:26 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]justbulat, 2007-07-21 12:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]gibor, 2007-07-21 05:14 am UTC (Expand)

(Anonymous)
2007-07-16 01:42 pm UTC (link)
В 90м году я закончила институт, пошла работать. Работала в НИИ, получала ставку младшего научного плюс там нам начальник выбил какую-то надбавку. Живу в Москве. Не могу сказать, как а Питере или в других местах, у нас никто не голодал и спички не считал. Да, был момент опустевших полок в магазинах, но недолго. Талоны у нас были в основном на сахар и, кажется, водку. Мы из сахарных талонов тратили не больше половины - хотя и я, и папа - сладкоежки. Не хватало сахару тем, кто летом занимался консервированием, но мы этого не делали. Водку помоему вообще не брали по талонам. Моя подруга родила дочь осенью 90, она не работала, ее муж был аспирантом, изредка он получал какие-то гранты и они жили без особого напряга в материальном смысле.
Наверное, просто у Вашей семьи были материальные проблемы именно в тот период, которые наложились на талоны-пустые полки-гиперинфляцию; но в целом ничего такого страшного не было, честное слово.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


(Anonymous)
2007-07-16 01:48 pm UTC (link)
UPD. Возможно, вам, кто помоложе, все это кажется таким ужасным из-за привычки к нынешнему изобилию. Но я-то понмю и 80-ые годы, когда овощи/фрукты можно было купить только летом (бананы - только в сентябре и т.д.) и когда за серой колбасой приходилось охотится по магазинам и потом стоять час в очереди. Там мы жили все время в 80х годах, поэтому 90ые не были для нас так уж неожиданны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]asena, 2007-07-16 02:31 pm UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-16 06:21 pm UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
... - [info]mashiki, 2007-07-17 08:30 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]germafrodita, 2007-07-17 08:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - (Anonymous), 2007-07-18 10:04 am UTC (Expand)
... - [info]whatevergospodi, 2007-07-18 05:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]dadrov, 2007-07-19 02:31 pm UTC (Expand)
... - [info]alexiy, 2007-09-18 04:22 pm UTC (Expand)
... - [info]dadrov, 2007-09-18 08:52 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]lsonic, 2007-07-19 02:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]jackill, 2007-07-19 10:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]velta_1, 2007-07-17 08:49 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]helix_f, 2007-07-17 12:52 pm UTC (Expand)
О то ж! - [info]velta_1, 2007-07-17 01:10 pm UTC (Expand)
... - (Anonymous), 2007-07-17 01:38 pm UTC (Expand)
... - [info]whatevergospodi, 2007-07-18 05:47 pm UTC (Expand)
... - [info]justbulat, 2007-07-21 12:19 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]spireya, 2007-07-18 07:01 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]lsonic, 2007-07-19 03:08 am UTC (Expand)
... - [info]spireya, 2007-07-19 05:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]helix_f, 2007-07-17 12:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]arkanoid, 2007-07-17 07:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]justbulat, 2007-07-21 12:21 am UTC (Expand)

(1254 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…